Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Костромской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

История образования органов Федерального казначейства на территории Костромской области

Михаил Михайлович Ложников 

История Казначейства России насчитывает несколько веков. Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранитель княжеских ценностей, которые назывались казной.

В период царствования Ивана III в XV веке появились казенные дворы.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года. В эпоху царствования Екатерины II правовым актом «Учреждения для управлений губернией Российской империи» от 7 ноября 1775 года в каждой губернии создаются Казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются их основные функции:

  1. Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были
  2. Дабы доходы, куда надлежит, доставлены были.
  3. Дабы доходы в целости сохранны были.

С образованием Костромского наместничества в 1776 году стали создаваться уездные казначейства в Костромской губернии. В 1779 году были созданы Буйское, Кадыйское, Солигаличское, Нерехтское, Кологривское, Галичское, Чухломское казначейства. После образования Костромской губернии в декабре 1776 года в губернских городах наряду с другими учреждениями создаются казенные палаты. На казенную палату возлагались счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в губернских и уездных казначействах, непосредственно ей подчиненных. Находившиеся в ведении казенной палаты уездные казначейства ведали приемом, хранением денежных средств и доходов и выдачей денежных сумм. Кроме того, они выдавали, по распоряжению местных властей, паспорта и подорожные и вели продажу всех видов гербовой бумаги (крепостная, заемная, для векселей и др.), а также аршинов.

До 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы министерства финансов лишь свободные остатки. В 1863 году последовало преобразование кассового устройства по принципу «единства касс». В ведомстве Департамента государственного казначейства учреждены, кроме главного - губернские и уездные. Уездные казначейства подчинялись казенным палатам. Костромское губернское казначейство было учреждено Советом департамента государственной экономики 16 декабря 1865 года. Костромское уездное казначейство в 1865 году было переименовано в губернское. Губернское казначейство возглавлял губернский казначей, который назначался Сенатом по представлению губернского правления. Казначей подчинялся Казенной палате, принимая указы от губернатора и губернского правления. Губернское казначейство занималось приемом и хранением всех принадлежавших Государственному казначейству в губернии доходов, поступающих в казначейство от плательщиков, приемом и хранением депозитов и спецсредств правительства. Казначейство занималось производством расходов и высылкой сумм из поступающих в казначейство доходов.

Также в ведении губернского казначейства находилась продажа гербовой бумаги, гербовых марок, бандеролей, бланков.

В обязанность казначейства входила выдача свидетельств на право торговли, промыслов и билетов на торговые и промышленные заведения.

Вся отчетность по денежным оборотам ревизировалась Казенной и Контрольной палатами. При казначействе была организована сберегательная касса № 746. Губернское казначейство состояло из канцелярии, стола окладного счетоводства, стола депозитов и специальных средств и пенсионного стола. В фонде губернского казначейства отложились следующие документы: окладные книги, листы, документы о назначении пенсий за счет Государственного казначейства чиновникам ведомства, вдовам, детям; указы, циркуляры Государственного банка, Департамента государственных имуществ, Казенной палаты. Имеются списки лиц, имеющие право быть присяжными заседателями. Большой объем занимают формулярные списки служащих казначейства. Хранятся протоколы общих собраний учреждения. Губернское казначейство располагалось в здании присутственных мест (ныне пл. Советская, 1). Губернское казначейство возглавляли с 1871 по 1884 гг. статский советник Велихов Александр Герасимович, с 1893 по 1899 гг. статский советник Добровольский Иван Петрович, с 1900 по 1903 гг. статский советник Янишевский Ераст Аркадьевич, с 1904 по 1916 гг. статский советник Борвинский Сергей Алексеевич. Костромское губернское казначейство просуществовало до 1918 года (из материалов Государственного архива Костромской области).

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы, и только через 74 года Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 было создано Федеральное казначейство Минфина РФ. С этого момента начался отсчет времени возрождения казначейской системы России.

Владимир Иванович Цветков

Первым начальником Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Костромской области приказом Министерства финансов Российской Фе­дерации от 14 апреля 1993 года был назначен Цветков Владимир Иванович. Под его руководством и непосредственным личным участием в области были созданы 26 отделений Федерального казначейства по городам и районам, которые были укомплектованы квалифицированными кадрами, обеспечены служебными помещениями, оснащены компьютерами, оргтехникой, средствами связи и транспор­том. За большой личный вклад в развитие системы территориальных органов Федерального казначейства Цветков Владимир Иванович был награжден юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов Российской Федерации», Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации ему присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации». За прошедшие годы была проведена большая работа по развитию казначейской системы с целью повышения эффективности управления государственными финансами и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

С 1994 года началась работа по проверке банков по своевременному зачислению доходов в бюджет с наложением штрафов за задержку, правильности использования целевых кредитов, выданных из федерального бюджета на структурную перестройку, конверсию, на прирост оборотных средств, на приобретение сырья и материалов и др.

Со второго полугодия 1994 года началось финансирование из федерального бюджета через органы Федерального казначейства.

Значительное расширение функций органов Федерального казначейства произошло в 1995 году в работе с доходами федерального бюджета. Управлению и всем отделениям были открыты счета по учету доходов федерального бюджета и предоставлено право ежедневного их распределения и перечисления между уровнями бюджетов.

Очень важным этапом в развитии казначейской системы области стало открытие с 1 февраля 1997 года лицевых счетов бюджетополучателям, финансируемых из федерального бюджета, в органах Федерального казначейства, с одновременным закрытием счетов, которые они имели в расчетно-кассовых центрах и других кредитных организациях. Тем самым была выполнена одна из ключевых поставленных задач — обеспечение предварительного и текущего контроля за использованием бюджетных средств.

С 2001 года органами Федерального казначейства области велось казначейское исполнение областного и местных бюджетов по доходам и частичное их исполнение по расходам на основании заключенных соглашении.

Следующим шагом, определяющим дальнейшее совершенствование казначейской системы, явился переход на единый счет Федерального казначейства, в результате которого в отделениях с сентября 2002 года были закрыты доходные счета федерального бюджета, а с апреля 2003 года - расходные, и соответственно открыты единые расходный и доходный счета на уровне Управления, что позволило значительно сократить сроки использования доходов бюджета для финансирования расходов.

Новым этапом в развитии системы органов Федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

С 1 января 2006 года органы Федерального казначейства области осуществляют кассовое обслуживание исполнения областного бюджета Костромской области и бюджетов муниципальных образований, что обеспечило исполнение бюджетов всех уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом на основе принципа единства кассы.

На современном этапе вся деятельность органов Федерального казначейства направлена на выполнение следующих основных задач:

  • кассовое обслуживание исполнение федерального бюджета, ведение реестра государственных контрактов Российской Федерации и организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений;
  • своевременное и качественное формирование бюджетной отчетности;
  • распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • выполнение полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской федерации (бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов).

А также на достижение стратегических целей и решение тактических задач Министерства финансов Российской Федерации, а именно:

  • обеспечение прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов;
  • создание условий для интеграции процессов управления государственными закупками и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • повышение эффективности процессов управления финансовыми ресурсами Российской Федерации;
  • применение современных платежных технологий в секторе государственного управления;
  • повышение эффективности управления финансовыми ресурсами Казначейства России;
  • создание условий для обеспечения безопасности и результативности деятельности Казначейства России;
  • оптимизация структуры и функций Казначейства России;
  • создание и развитие Электронного казначейства.

Документ создан: 1.01.2014 02:46 (изменен 2.06.2015 16:03)